Для слабовидящих
Wap версия сайта

КГУ "Шахтинская централизованная библиотечная система"

    Последнее обновление: 14 Марта 2017 16:22, Просмотров (9032), Печать

    Султанмахмут Торайгыров Поэт-демократ, публицист и литературный критик. Поэт и писатель, один из ярких представителей казахской литературы начала XX века. Султанмахмут Торайгыров родился в 1893 году в Баянаульском районе Павлодарской области в семье бедняка. Отец — Шокпыт (Абубакир) всю жизнь был наемным работником. Когда Султанмахмуту исполнилось три года, умерла мать Зуфун. Первые уроки грамоты Султанмахмут получил у отца, а потом учился у сельского муллы Мукана, который переводил арабские, персидские фольклорные произведения и сам сочинял стихи. Подражая учителю, будущий поэт стал упражняться в написании стихов. В 1902–1911 годах он обучался в различных школах, медресе. В 1911 году слушал лекции учителя-новатора Нуралы, получившего образование в Троицке. Нуралы выписывал газеты и журналы, выходившие на казахском, татарском языках, читал художественную и историческую литературу. Все это также с увлечением прочитывал и Султанмахмут. Это способствовало его изучение литературы, стал сам сочинять стихи и рассказы: стихи «Дін», «Сарыбас», Соқыр сопы», «Оқу», «Кезек қашан келеді», очерк «Зарландым». В этих произведениях молодой акын показывает недостатки старого обучения и достоинства новых методов обучения, а также ставит вопросы религиозного, морально-этического содержания. В ноябре 1912 года С.Торайгыров едет в Троицк, желая продолжить образование. Обучаясь там, он написал стихотворения «Оқудағы максат не?», «Анау-мынау», «Қандай», «Зарлау». В 1913–1914 годы он работает в редакции широко известного журнала «Айкап». Для С.Торайгырова это были плодотворные, творческие годы. Появились его роман «Қамар сұлу», статьи «Қазак тіліндегі өлен кітаптар жайынан», «Өлен және айтушылары» и др., а также ряд стихотворений. Летом 1914 года Торайгыров вернулся в свой родной аул. Осенью едет в Семипалатинск на учебу, но не смог поступить. До осени 1916 года работает учителем в Катонкарагае. Здесь он написал роман «Кім жазықты?». Осенью 1916 года С.Торайгыров поступил в Томске на курсы русского языка. Это помогло ему ознакомиться с русской классической литературой, изучить историю, философию, географию. В марте 1917 года в Семипалатинске он работает младшим секретарем в казахском комитете. В газете «Сарыарка» публикуются его статьи, стихи, где он восхваляет руководителей партии Алаш. В 1917–1920 годах Торайгыров написал поэмы «Адасқан өмір», «Кедей» (состязания городского и степного акынов), а также ряд стихотворений «Шәкірт ойы», «Гүл», «А, дүние», «Сарыарқаның жаңбыры», «Жас жүрек», «Неге жасаймын?» и др. В этих произведениях четко обнаруживаются его демократические взгляды. Однако вскоре С.Торайгыров разочаровывается во Временном Правительстве и проводимой политике, что получило отражение в его стихотворениях («Жас жүрек» и другие, выпущенные в газете «Сарыарка» в 1917 г.). По состоянию своего здоровья, он летом 1918 года вернулся в Баянаул. Здесь он работал учителем, писал стихи, поэмы. В эти годы С.Торайгыров читает множество политической, философской литературы. Он жаждет больших перемен в обществе. Установление в Казахстане советской власти придает ему сил и уверенности. В своих произведениях «Адасқан өмір», «Кедей» и др., поэт поддерживает революцию, надеясь на установление справедливого общества. В декабре 1919 года, после падения Колчака, в Сибири, Павлодаре установилась Советская власть. С.Торайгыров едет в Павлодар, где председатель уездного революционного комитета Г. Жигарев назначает его председателем ревкома Шидертинской волости. Ему было поручено вести агитацию за Советскую власть, объяснять ее политику. Но болезнь не дала ему возможности поработать, и через всего 2–3 месяца он уходит с работы. Во время болезни, в начале 1920 г., он приступает к своей поэме «Айтыс», которую так и не успел завершить. В поэме он стремится критически оценить взгляды и программу партии Алаш. С.Торайгыров прожил всего 27 лет. Но несмотря на это, он сумел оставить потомкам ценное литературное наследие. Его произведения многожанровы, богаты по тематике, глубоко содержательны. Их основная особенность — реалистичность и народность. Акын в своих произведениях правдиво изображает жизнь своего народа того времени, поднимает самые злободневные вопросы социально-общественной жизни. Гуманизм произведений Султанмахмута Торайгырова получило высокую оценку в казахской литературе. Использованная литература и источники 1. Қазақ жазушылары. ХХ ғ. Анықтамалық. Алматы: Ана тілі, 2004 ж. 2. Исторические личности / Сост. Тогисбаев Б., Сужикова А. — Алматы: «Алматыкитап Баспасы», 2009. — 312 стр.

    Источник: http://e-history.kz/ru/biography/view/43
    © e-history.kz
    Султанмахмут Торайгыров Поэт-демократ, публицист и литературный критик. Поэт и писатель, один из ярких представителей казахской литературы начала XX века. Султанмахмут Торайгыров родился в 1893 году в Баянаульском районе Павлодарской области в семье бедняка. Отец — Шокпыт (Абубакир) всю жизнь был наемным работником. Когда Султанмахмуту исполнилось три года, умерла мать Зуфун. Первые уроки грамоты Султанмахмут получил у отца, а потом учился у сельского муллы Мукана, который переводил арабские, персидские фольклорные произведения и сам сочинял стихи. Подражая учителю, будущий поэт стал упражняться в написании стихов. В 1902–1911 годах он обучался в различных школах, медресе. В 1911 году слушал лекции учителя-новатора Нуралы, получившего образование в Троицке. Нуралы выписывал газеты и журналы, выходившие на казахском, татарском языках, читал художественную и историческую литературу. Все это также с увлечением прочитывал и Султанмахмут. Это способствовало его изучение литературы, стал сам сочинять стихи и рассказы: стихи «Дін», «Сарыбас», Соқыр сопы», «Оқу», «Кезек қашан келеді», очерк «Зарландым». В этих произведениях молодой акын показывает недостатки старого обучения и достоинства новых методов обучения, а также ставит вопросы религиозного, морально-этического содержания. В ноябре 1912 года С.Торайгыров едет в Троицк, желая продолжить образование. Обучаясь там, он написал стихотворения «Оқудағы максат не?», «Анау-мынау», «Қандай», «Зарлау». В 1913–1914 годы он работает в редакции широко известного журнала «Айкап». Для С.Торайгырова это были плодотворные, творческие годы. Появились его роман «Қамар сұлу», статьи «Қазак тіліндегі өлен кітаптар жайынан», «Өлен және айтушылары» и др., а также ряд стихотворений. Летом 1914 года Торайгыров вернулся в свой родной аул. Осенью едет в Семипалатинск на учебу, но не смог поступить. До осени 1916 года работает учителем в Катонкарагае. Здесь он написал роман «Кім жазықты?». Осенью 1916 года С.Торайгыров поступил в Томске на курсы русского языка. Это помогло ему ознакомиться с русской классической литературой, изучить историю, философию, географию. В марте 1917 года в Семипалатинске он работает младшим секретарем в казахском комитете. В газете «Сарыарка» публикуются его статьи, стихи, где он восхваляет руководителей партии Алаш. В 1917–1920 годах Торайгыров написал поэмы «Адасқан өмір», «Кедей» (состязания городского и степного акынов), а также ряд стихотворений «Шәкірт ойы», «Гүл», «А, дүние», «Сарыарқаның жаңбыры», «Жас жүрек», «Неге жасаймын?» и др. В этих произведениях четко обнаруживаются его демократические взгляды. Однако вскоре С.Торайгыров разочаровывается во Временном Правительстве и проводимой политике, что получило отражение в его стихотворениях («Жас жүрек» и другие, выпущенные в газете «Сарыарка» в 1917 г.). По состоянию своего здоровья, он летом 1918 года вернулся в Баянаул. Здесь он работал учителем, писал стихи, поэмы. В эти годы С.Торайгыров читает множество политической, философской литературы. Он жаждет больших перемен в обществе. Установление в Казахстане советской власти придает ему сил и уверенности. В своих произведениях «Адасқан өмір», «Кедей» и др., поэт поддерживает революцию, надеясь на установление справедливого общества. В декабре 1919 года, после падения Колчака, в Сибири, Павлодаре установилась Советская власть. С.Торайгыров едет в Павлодар, где председатель уездного революционного комитета Г. Жигарев назначает его председателем ревкома Шидертинской волости. Ему было поручено вести агитацию за Советскую власть, объяснять ее политику. Но болезнь не дала ему возможности поработать, и через всего 2–3 месяца он уходит с работы. Во время болезни, в начале 1920 г., он приступает к своей поэме «Айтыс», которую так и не успел завершить. В поэме он стремится критически оценить взгляды и программу партии Алаш. С.Торайгыров прожил всего 27 лет. Но несмотря на это, он сумел оставить потомкам ценное литературное наследие. Его произведения многожанровы, богаты по тематике, глубоко содержательны. Их основная особенность — реалистичность и народность. Акын в своих произведениях правдиво изображает жизнь своего народа того времени, поднимает самые злободневные вопросы социально-общественной жизни. Гуманизм произведений Султанмахмута Торайгырова получило высокую оценку в казахской литературе. Использованная литература и источники 1. Қазақ жазушылары. ХХ ғ. Анықтамалық. Алматы: Ана тілі, 2004 ж. 2. Исторические личности / Сост. Тогисбаев Б., Сужикова А. — Алматы: «Алматыкитап Баспасы», 2009. — 312 стр.

    Источник: http://e-history.kz/ru/biography/view/43
    © e-history.kz
    Султанмахмут Торайгыров Поэт-демократ, публицист и литературный критик. Поэт и писатель, один из ярких представителей казахской литературы начала XX века. Султанмахмут Торайгыров родился в 1893 году в Баянаульском районе Павлодарской области в семье бедняка. Отец — Шокпыт (Абубакир) всю жизнь был наемным работником. Когда Султанмахмуту исполнилось три года, умерла мать Зуфун. Первые уроки грамоты Султанмахмут получил у отца, а потом учился у сельского муллы Мукана, который переводил арабские, персидские фольклорные произведения и сам сочинял стихи. Подражая учителю, будущий поэт стал упражняться в написании стихов. В 1902–1911 годах он обучался в различных школах, медресе. В 1911 году слушал лекции учителя-новатора Нуралы, получившего образование в Троицке. Нуралы выписывал газеты и журналы, выходившие на казахском, татарском языках, читал художественную и историческую литературу. Все это также с увлечением прочитывал и Султанмахмут. Это способствовало его изучение литературы, стал сам сочинять стихи и рассказы: стихи «Дін», «Сарыбас», Соқыр сопы», «Оқу», «Кезек қашан келеді», очерк «Зарландым». В этих произведениях молодой акын показывает недостатки старого обучения и достоинства новых методов обучения, а также ставит вопросы религиозного, морально-этического содержания. В ноябре 1912 года С.Торайгыров едет в Троицк, желая продолжить образование. Обучаясь там, он написал стихотворения «Оқудағы максат не?», «Анау-мынау», «Қандай», «Зарлау». В 1913–1914 годы он работает в редакции широко известного журнала «Айкап». Для С.Торайгырова это были плодотворные, творческие годы. Появились его роман «Қамар сұлу», статьи «Қазак тіліндегі өлен кітаптар жайынан», «Өлен және айтушылары» и др., а также ряд стихотворений. Летом 1914 года Торайгыров вернулся в свой родной аул. Осенью едет в Семипалатинск на учебу, но не смог поступить. До осени 1916 года работает учителем в Катонкарагае. Здесь он написал роман «Кім жазықты?». Осенью 1916 года С.Торайгыров поступил в Томске на курсы русского языка. Это помогло ему ознакомиться с русской классической литературой, изучить историю, философию, географию. В марте 1917 года в Семипалатинске он работает младшим секретарем в казахском комитете. В газете «Сарыарка» публикуются его статьи, стихи, где он восхваляет руководителей партии Алаш. В 1917–1920 годах Торайгыров написал поэмы «Адасқан өмір», «Кедей» (состязания городского и степного акынов), а также ряд стихотворений «Шәкірт ойы», «Гүл», «А, дүние», «Сарыарқаның жаңбыры», «Жас жүрек», «Неге жасаймын?» и др. В этих произведениях четко обнаруживаются его демократические взгляды. Однако вскоре С.Торайгыров разочаровывается во Временном Правительстве и проводимой политике, что получило отражение в его стихотворениях («Жас жүрек» и другие, выпущенные в газете «Сарыарка» в 1917 г.). По состоянию своего здоровья, он летом 1918 года вернулся в Баянаул. Здесь он работал учителем, писал стихи, поэмы. В эти годы С.Торайгыров читает множество политической, философской литературы. Он жаждет больших перемен в обществе. Установление в Казахстане советской власти придает ему сил и уверенности. В своих произведениях «Адасқан өмір», «Кедей» и др., поэт поддерживает революцию, надеясь на установление справедливого общества. В декабре 1919 года, после падения Колчака, в Сибири, Павлодаре установилась Советская власть. С.Торайгыров едет в Павлодар, где председатель уездного революционного комитета Г. Жигарев назначает его председателем ревкома Шидертинской волости. Ему было поручено вести агитацию за Советскую власть, объяснять ее политику. Но болезнь не дала ему возможности поработать, и через всего 2–3 месяца он уходит с работы. Во время болезни, в начале 1920 г., он приступает к своей поэме «Айтыс», которую так и не успел завершить. В поэме он стремится критически оценить взгляды и программу партии Алаш. С.Торайгыров прожил всего 27 лет. Но несмотря на это, он сумел оставить потомкам ценное литературное наследие. Его произведения многожанровы, богаты по тематике, глубоко содержательны. Их основная особенность — реалистичность и народность. Акын в своих произведениях правдиво изображает жизнь своего народа того времени, поднимает самые злободневные вопросы социально-общественной жизни. Гуманизм произведений Султанмахмута Торайгырова получило высокую оценку в казахской литературе. Использованная литература и источники 1. Қазақ жазушылары. ХХ ғ. Анықтамалық. Алматы: Ана тілі, 2004 ж. 2. Исторические личности / Сост. Тогисбаев Б., Сужикова А. — Алматы: «Алматыкитап Баспасы», 2009. — 312 стр.

    Источник: http://e-history.kz/ru/biography/view/43
    © e-history.kz
     
     

    Поэт и писатель, один из ярких представителей казахской литературы начала XX века. Султанмахмут Торайгыров родился в 1893 году в Баянаульском районе Павлодарской области в семье бедняка. Отец — Шокпыт (Абубакир) всю жизнь был наемным работником. Когда Султанмахмуту исполнилось три года, умерла мать Зуфун. Первые уроки грамоты Султанмахмут получил у отца, а потом учился у сельского муллы Мукана, который переводил арабские, персидские фольклорные произведения и сам сочинял стихи. Подражая учителю, будущий поэт стал упражняться в написании стихов.

     

    В 1902–1911 годах он обучался в различных школах, медресе. В 1911 году слушал лекции учителя-новатора Нуралы, получившего образование в Троицке. Нуралы выписывал газеты и журналы, выходившие на казахском, татарском языках, читал художественную и историческую литературу. Все это также с увлечением прочитывал и Султанмахмут. Это способствовало его изучение литературы, стал сам сочинять стихи и рассказы: стихи «Дін», «Сарыбас», Соқыр сопы», «Оқу», «Кезек қашан келеді», очерк «Зарландым». В этих произведениях молодой акын показывает недостатки старого обучения и достоинства новых методов обучения, а также ставит вопросы религиозного, морально-этического содержания.

     

     

    В ноябре 1912 года С.Торайгыров едет в Троицк, желая продолжить образование. Обучаясь там, он написал стихотворения «Оқудағы максат не?», «Анау-мынау», «Қандай», «Зарлау».

     

    В 1913–1914 годы он работает в редакции широко известного журнала «Айкап», на страницах которого впервые выступает как поэт и публицист. Благодаря журналу С. Торайгыров смог познакомить со своим творчеством широкий круг читателей, поверил в свое призвание и твердо решил связать свое будущее с поэзией. Юношескую лирику С. Торайгырова отмечает тяготение к гражданской общественной тематике, пафос обновления жизни на основе знаний, выработанных человечеством. В стихотворениях «К молодежи», «Думы ученика», «Какова цель учебы» поэт призывает казахскую молодежь к овладению высотами культуры и образования.
    Для С.Торайгырова это были плодотворные, творческие годы. Появились его роман «Қамар сұлу», статьи «Қазак тіліндегі өлен кітаптар жайынан», «Өлен және айтушылары» и др., а также ряд стихотворений.

     

    Летом 1914 года Торайгыров вернулся в свой родной аул. Осенью едет в Семипалатинск на учебу, но не смог поступить. До осени 1916 года работает учителем в Катонкарагае. Здесь он написал роман «Кім жазықты?». Осенью 1916 года С.Торайгыров поступил в Томске на курсы русского языка. Это помогло ему ознакомиться с русской классической литературой, изучить историю, философию, географию.

     

    В марте 1917 года в Семипалатинске он работает младшим секретарем в казахском комитете. В газете «Сарыарка» публикуются его статьи, стихи, где он восхваляет руководителей партии Алаш.

     

    В 1917–1920 годах Торайгыров написал поэмы «Адасқан өмір», «Кедей» (состязания городского и степного акынов), а также ряд стихотворений «Шәкірт ойы», «Гүл», «А, дүние», «Сарыарқаның жаңбыры», «Жас жүрек», «Неге жасаймын?» и др. В этих произведениях четко обнаруживаются его демократические взгляды. Однако вскоре С.Торайгыров разочаровывается во Временном Правительстве и проводимой политике, что получило отражение в его стихотворениях («Жас жүрек» и другие, выпущенные в газете «Сарыарка» в 1917 г.).

     

    По состоянию своего здоровья, он летом 1918 года вернулся в Баянаул. Здесь он работал учителем, писал стихи, поэмы. В эти годы С.Торайгыров читает множество политической, философской литературы. Он жаждет больших перемен в обществе. Установление в Казахстане советской власти придает ему сил и уверенности. В своих произведениях «Адасқан өмір», «Кедей» и др., поэт поддерживает революцию, надеясь на установление справедливого общества.

     

    В декабре 1919 года, после падения Колчака, в Сибири, Павлодаре установилась Советская власть. С.Торайгыров едет в Павлодар, где председатель уездного революционного комитета Г. Жигарев назначает его председателем ревкома Шидертинской волости. Ему было поручено вести агитацию за Советскую власть, объяснять ее политику. Но болезнь не дала ему возможности поработать, и через всего 2–3 месяца он уходит с работы.

     

    Во время болезни, в начале 1920 г., он приступает к своей поэме «Айтыс», которую так и не успел завершить. В поэме он стремится критически оценить взгляды и программу партии Алаш.

     

    Социальное положение и судьба казахской женщины занимает особое место в творчестве С. Торайгырова (стихотворения «Во сне я видел жалостное положение», «Стройной красотке», «Любовь к девушке», «Гуляим», «Милая душа моя», поэма «Камар Сулу»).

     

    Одна из признанных вершин творчества С. Торайгырова – философская поэма «Жизнь в заблуждениях», рассказывающая о цели и смысле человеческого существования, о возвышенных идеалах и суровой реальности. Поэма «Бедняк» близка по тематике к философской поэме:

    … «Мороз меня мучил и голод томил,
    И ветер холодный мне тело студил,
    И ныла спина, и кололо в груди,
    И ноги болели, и не было сил.
    Холодный, голодный я плелся домой.
    Но разве был добр хозяин со мной?
    Бросал, как собаке, остатки еды,
    Ругал ненасытной и жадной свиньей.
    И в лютую стужу во мраке ночном
    Мы вместе с собакой овец стерегли.
    Пугая коров, я кричу до зари,
    Абай в теплой юрте спит сладким сном,» — так рассказывает главный герой поэмы о своей исполненной тягот и лишений жизни. Этой поэмой С. Торайгыров смело выступил защитником человеческого достоинства, борцом против социальной несправедливости. Положительный образ человека из народа в поэме «Бедняк» стал одним их самых значительным художественным достижением поэта-демократа.

     

    С.Торайгыров прожил всего 27 лет. Но несмотря на это, он сумел оставить потомкам ценное литературное наследие. Его произведения многожанровы, богаты по тематике, глубоко содержательны. Их основная особенность — реалистичность и народность. Акын в своих произведениях правдиво изображает жизнь своего народа того времени, поднимает самые злободневные вопросы социально-общественной жизни. Гуманизм произведений Султанмахмута Торайгырова получило высокую оценку в казахской литературе.

     

    Творчеству поэта посвятил свой роман-трилогию «Мечта поэта», «Путь мечты», «У подножия Баян-аула» известный казахский поэт Дихан Абилев. Трилогия вышла на казахском и русском языках.

    Произведения С. Торайгырова издавались отдельными сборниками. Лучшие из них вошли в хрестоматии и антологии казахской поэзии.

     

    Использованная литература и источники:

    1. Қазақ жазушылары. ХХ ғ. Анықтамалық. Алматы: Ана тілі, 2004 ж.

    2. Исторические личности / Сост. Тогисбаев Б., Сужикова А. — Алматы: «Алматыкитап Баспасы», 2009. — 312 стр.

     

    Источник: http://e-history.kz/ru/biography/view/43
    © e-history.kz

     

     

    вернуться назад

    Новости

    2005-2022 КГУ "Шахтинская централизованная библиотечная система" Все права защищены
    +7 (7215) 65 51 59,
    +7 (7215) 65 41 73 goldorang@mail.ru
    Яндекс.Метрика GIH
    © 2014 Разработка и поддержка:
    Creatida интернет-компаниясы