Последнее обновление: 24 Апреля 2018 17:08, Просмотров (9014), Печать
Павел Старовик, м.г.н., старший преподаватель кафедры
социальной работы и социальной педагогики
Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова
Прагматизм и рационализм как стратагемы
Перед нашей страной сегодня стоит важнейшая задача повышения конкурентоспособности специалистов всех уровней и всех сфер жизни общества. Стратегические вопросы, которые предстоит решить государству и каждому гражданину, можно определить как воспитание определенных человеческих качеств и отношений, человеческого капитала, в общем называемом личностью. История государства, культуры, науки показывает, что ведущим фактором продвижения идей кардинально реформирующих социальную систему является личность.
Личность, необходимо наделена набором адаптационных и поведенческих качеств, служащих фундаментом высокого уровня самосознания и самоорганизации, т.е. тем, без чего модернизация, эволюция общественных институтов невозможна. В данной парадигме понимания процесса, можно выразиться так: модернизация общественного сознания начинается с модернизации сознания отдельного человека.
Политическая и экономическая реформы показывают нам свои стратагемы, ведущие к общей цели – вхождения Республики Казахстан в тридцать ведущих государств современного мира. Однако, системный подход требует поддержки и решения насущных задач из области правосознания, культуры, морально-нравственных норм. Отдельно стоит духовная жизнь общества, которую, к сожалению, сводят часто только к религиозным вопросам, забывая, что духовность – это, прежде всего, эмоциональное отношение к предмету, выражение сочувствия или неприязни к антигуманным проявлениям. И здесь перед нами опять встает вопрос качеств человека, личности, гражданина.
Что это за качества? Они всем известны: неравнодушие, патриотизм, национальное самосознание, культурная самоидентификация, образованность, приверженность общечеловеческим морально-нравственным стандартам.
Кто-то может усмехнуться: стандарт – это для масс, а я индивидуальность, и тем самым попадет в этическую ловушку, т.к. индивидуализация здесь есть прямое отстранение от достоинства личности, нежелание быть гражданином. А у древних греков был специальный эпитет для таких индивидуумов – идиот, человек, отказывающийся от почетного долга свободного гражданина.
Многие сейчас понимают свободу как возможность не ограниченного самовыражения, прежде всего общественным долгом, этикой, а также доводами разума. Три ведущих идеологии двадцатого века показали во всей «красе», что они представляют и к чему могут привести.
Варварское принуждение фашизма, демагогия коммунизма, безумие либерализма мы отмели и в ситуации переходного периода, модернизации, необходимы проверенные временем и мировым сообществом иные идеологемы.
Они есть и поэтому мы обязаны войти в эпистему стройного рационализма и системного прагматизма.
О рационализме и прагматизме можно рассуждать очень долго, они многовекторны, разнообразны и иногда их в своих крайних выражениях противопоставляют друг другу. Но, в них есть, несомненно, единое ядро, выражаемое через принцип целесообразности.
Именно целесообразность, ее идея, значение и важность проходят красной нитью, стержнем легендарного учебника вышедшего, в не менее легендарном, издательстве Macmillan.
Макмиллан для казахстанского школьника, студента, профессорско-преподавательского состава, да и самого широкого круга читателей известно как высококачественное, надежное, гарантирующее высокий научный и методологический уровень.
Учебник, вышедший еще в 1946 году в Нью-Йоркском центре Макмиллан, выдержал множество переизданий и является «настольным» учебником выдающейся плеяды американских и британских философов. Да и сами авторы ученые с мировым именем, преподаватели Йельского, Калифорнийского и Гарвардского университетов.
Наверное, стоит упомянуть, что первый автор учебника, американский философ Уильям Хокинг (учился у двух Вильгельмов – Дильтея и Виндельбанда) автор известного выражения, раскрывающего дух и стратагемы американского рационализма и прагматизма: - «то, что не работает, не истинно». Великие слова, ключ к пониманию рационального и прагматического видения, четко сформулированного Президентом нашей страны в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Позволю себе привести здесь цитату из статьи: - «Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.
Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности.
Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении».
Более точно, ёмко и прагматично(!) не скажешь.
Итак, о какой же книге идет речь? Это своего рода пропедевтика рационального и прагматичного отношения к жизни, прошедшей сквозь призму европейского идеализма и закаленной американской системой рационализма и прагматики, как они понимаются не в классическом философском смысле, а в практике жизни, мировоззренческих ориентиров широких общественных кругов.
Этот учебник – «Предисловие к философии», авторы Уильям Хокинг, Бренд Бланшард, Чарльз Гендель и Джон Рэндалл. (Preface to Philosophy: Textbook. By William Ernest Hocking, Brand Blanshard, Charles William Hendel, and John Herman RandallJr). Сам учебник стал библиографической редкостью, но у нас есть счастливая возможность его увидеть и приобщиться. Сейчас он размещен на сайте академических электронных ресурсов издательства Кембриджского университета для вузовских библиотек.
Формат и объем статьи не позволяет в полной мере раскрыть все содержание учебника, где последовательно приводятся все смысловые нюансы рационализма и ведется, своего рода, дискуссия о целях и реализации прагматической жизненной философии.
Но, на наш взгляд настал момент, диктат времени, когда нужно четко определить стратегические приоритеты модернизации, стратагемы прагматического и рационального мышления.