Последнее обновление: 08 Ноября 2022 10:12, Просмотров (5691), Печать
Биография Жюля Верна
Детство и юность
Будущий писатель родился в 1828 году 8 февраля в Нанте. Отец его был юристом, а мать, наполовину шотландка, получила прекрасное образование и занималась домом. Жюль был первым ребёнком, после него в семье родился ещё один мальчик и три девочки.
Учёба и писательский дебют
Жюль Верн учился в Париже на юриста, но в то же время активно занимался сочинительством. Он писал рассказы и либретто для парижских театров. Некоторые из них были поставлены и даже имели успех, но настоящим его литературным дебютом стал роман «Пять недель на воздушном шаре», который был написан в 1864 году.
Семья
Писатель был женат на Онорине де Виан, которая к моменту знакомства с ним уже была вдовой и имела двух детей. Они поженились, а в 1861 год у них родился общий сын Мишель, будущий кинооператор, экранизировавший несколько романов своего отца.
Популярность и путешествия
После удачного и благосклонно принятого критиками первого романа писатель начал работать много и плодотворно (по воспоминаниям сына Мишеля Жюль Верн проводил за работой большую часть времени: с 8 утра и до 8 вечера).
Интересно, что с 1865 года рабочим кабинетом писателя становится каюта яхты «Сень-Мишель». Этот небольшой корабль был куплен Жюль Верном в период работы над романом «Дети капитана Гранта». Позднее были приобретены яхты «Сан-Мишель II» и «Сан-Мишель III», на которых писатель ходил по Средиземному и Балтийскому морю. Он побывал на юге и севере Европы (в Испании, Португалии, Дании, Норвегии), на севере африканского материка (например, в Алжире). Мечтал доплыть и до Санкт-Петербурга. Но этому помешал сильный шторм, разразившийся на Балтике. От всех путешествий пришлось отказаться в 1886 году, после ранения в ногу.
Последние годы
Последние романы писателя отличаются от первых. В них чувствуется страх. Писатель отрёкся от идеи всемогущества прогресса. Он начал понимать то, что многие достижения науки и техники будут использоваться в преступных целях. Надо отметить, что последние романы писателя не пользовались популярностью.
Писатель умер в 1905 году от сахарного диабета. До самой своей смерти он продолжал надиктовывать книги. Многие его романы, не изданные и не законченные при жизни, издаются сегодня.
Интересные факты
Если следовать краткой биографии Жюль Верна, то получается, что за 78 лет жизни им было написано около 150 произведений, в том числе документальных и научных работ (только романов 66, из которых некоторые неоконченные).
Правнук писателя, Жан Верн, известный оперный тенор, сумел отыскать роман «Париж XX века» (роман был написан в 1863 году, а опубликован в 1994), который считался семейной легендой и в существование которого никто не верил. Именно в этом романе были описаны автомобили, электрический стул, факс.
Жюль Верн был великим «предсказателем». Он написал в своих романах о самолёте, вертолёте, видеосвязи, телевидение, о Транссибирской магистрали, о тоннеле под Ла Маншем, об освоении космоса (он практически точно указал расположение космодрома на мысе Канаверал).
Произведения писателя экранизировались в разных странах мира, а число снятых по мотивам его книг фильмов перевалило за 200.
Писатель никогда не был в России, но в 9 его романах действия происходит именно в тогдашней Российской империи.
О романе "Пятнадцатилетний капитан"
Роман был опубликован в 1878 году в "Журнале воспитания и развлечения" и в том же году вышел отдельным изданием.
За несколько месяцев до начала публикации этого романа Жюль Верн послал издателю Этцелю письмо, из которого видно, какие большие надежды он возлагал на своё новое произведение.
"Дорогой Сталь, - писал Жюль Верн, - с января будущего года я должен дать подписчикам нашего "Журнала воспитания и развлечения" начало новой книги, которую я сейчас заканчиваю и которая, как мне кажется, придётся им по вкусу. Это - история пятнадцатилетнего капитана. Я надеюсь, что моя новая книга получит такое же распространение, как "Приключения капитана Гаттераса" или "Двадцать тысяч лье под водой". К несчастью и вопреки моему обыкновению, я был болен. Поэтому у меня готова только первая часть, которую я мог бы вам уже сейчас предоставить. Но ведь мы с вами всегда благоразумно считали, что не следует начинать публикацию нового произведения до тех пор, пока оно не будет полностью закончено. Я прошу у наших подписчиков дать мне отсрочку не более чем на два месяца" Жюль Верн нисколько не переоценил своё новое произведение. "Пятнадцатилетний капитан" был и остаётся одним из самых популярных его романов.
Как и в других романах Жюля Верна, мы находим здесь большое количество всевозможных образовательных сведений, нисколько не снижающих общей занимательности повествования. Но важнейшая задача автора заключалась в том, чтобы дать читателям правдивое представление о трагической участи коренного населения "чёрного материка".
История географических исследований Африки и её колонизации европейскими державами интересовала Жюля Верна на всем протяжении его творчества. Кроме "Пятнадцатилетнего капитана", с этой темой связаны и другие его романы: "Пять недель на воздушном шаре", "Приключения трёх русских и трёх англичан в Южной Африке", "Южная звезда", "Кловис Дардентор", "Деревня в воздухе", 2Вторжение моря", "Необыкновенные приключения экспедиции Барсака".
Самые яркие страницы посвящены в "Пятнадцатилетнем капитане" обличению работорговли. Негодование Жюля Верна беспредельно. Иногда он достигает высокого публицистического пафоса:
"Работорговля! Все знают, что значит это страшное слово, которому не должно быть места в человеческом языке".
Зловещие фигуры работорговцев - португальцев Негоро и Коимбра, американца Гэрриса, араба Ибн-Хамиса, вероломного негра Альвеца - отнюдь не являются плодом авторской фантазии. Известно, например, что работорговец Альвец существовал в действительности. Сведения об этом изверге, который продал в рабство десятки тысяч своих соплеменников, Жюль Верн почерпнул, как он сам указывает, из записок английского путешественника Камерона.
Португальские колонии - Ангола на юго-западе Африки, где развёртывается действие романа, и Мозамбик на юго-востоке - издавна служили главными центрами работорговли и поставляли негров-невольников преимущественно в Северную и Южную Америку, а также в страны Азии и Востока.
В первой половине XIX века правительства некоторых европейских государств, заинтересованные в том, чтобы использовать народы колониальных стран для разработки природных богатств и добывания сырья на их родине, отменили работорговлю. Но, несмотря на то, что движение аболиционистов (сторонников освобождения негров) привело к официальному запрещению работорговли, она ещё долго процветала в колониях при попустительстве, а иногда и прямом содействии местной администрации.
"Позорная торговля людьми, - пишет автор,- долгое время с большой выгодой для себя производилась европейскими нациями, имевшими колонии за океаном. Прошло уже много лет после запрещения работорговли. Однако она все ещё ведётся и притом в крупных размерах, - главным образом в Центральной Африке..."
"Пятнадцатилетний капитан" был написан в период ожесточённого соперничества и борьбы европейских держав за господство в этой обширной части света. С тех пор в мире произошли большие изменения, но в африканских странах до сих пор ещё живы остатки рабовладения - и не только в наиболее отсталых и глухих районах, но и в областях, подчинённых европейской администрации. В частности, в той же Анголе каждый совершеннолетний негр обязан по закону отбывать в течение нескольких лет трудовую повинность. В то же время по соглашению с Южно-Африканским Союзом португальские колониальные власти ежегодно вывозят из Анголы и Мозамбика рабочую силу на серебряные или алмазные рудники, на заводы и фабрики, на строительные работы. Каторжный труд рабочего африканца, получающего примерно в пятьдесят раз меньше заработной платы, нежели рабочий-европеец, настолько изнурителен и тяжёл, что рабочая сила может пополняться только методами насильственной "вербовки", мало чем отличающейся от прежней охоты за рабами. Колонизаторы делают все возможное для того, чтобы затруднить народам Африки возможность объединиться и встать на защиту своих гражданских прав и независимости. Тем не менее народы Центральной и Южной Африки постепенно становятся на путь освободительной борьбы и начинают сознавать, что только окончательное уничтожение колониального гнёта даст им избавление от рабства и сделает их творцами своей собственной судьбы.
Особенно подробно освещая в "Пятнадцатилетнем капитане" положение в португальской колонии Анголе, Жюль Верн то и дело ссылается на свидетельства таких исследователей, как Д. Ливингстон, Г. М. Стенли, В. Л. Камерон.
Пристальное внимание автора привлекает героическая фигура Ливингстона, которому принадлежит большая заслуга в изучении Центральной Африки. За долгие годы своих странствий английский путешественник проявил себя как бескорыстный друг африканских народов, как убеждённый противник рабства. Ливингстону казалось, что уничтожение рабства даст возможность отсталым народам Африки приобщиться к европейской культуре и цивилизации.
Подобно Ливингстону Жюль Верн ошибочно полагал, что правящие круги Англии, Франции и других колониальных держав пошли на отмену рабства исключительно из соображений человеколюбия. Жюль Верн в своём обличении работорговли и жестокостей колонизаторов широко использовал наблюдения Ливингстона, изложенные в его известных книгах - "Путешествия по Южной Африке" (1857) и "Путешествие по Замбези" (1865).
Другой знаменитый исследователь Экваториальной Африки, американский журналист Генри Мортон Стенли, в отличие от Ливингстона, хорошо понимал, что он служит не столько науке, сколько захватническим устремлениям своих хозяев. Европейские и американские капиталисты щедро финансировали его экспедиции.
Многие вожди негритянских племён, вроде царька-алкоголика Муани-Лунга из романа Жюля Верна, принимали непосредственное участие в работорговле и являлись злейшими врагами собственного народа. Зная это, Стенли за ничтожные подарки заключал с ними кабальные соглашения на использование недр или лесных богатств, на право торговли или поставку рабочей силы. По следам экспедиций Стенли шли вооружённые до зубов колониальные войска, которые и приводили эти "договоры" в исполнение.
В конце XIX века раздел Африки между капиталистическими странами был окончательно завершён. Десятки экспедиций избороздили её вдоль и поперёк. Над всеми народами Африки было установлено господство европейских колонизаторов.
В романе "Пятнадцатилетний капитан2 необычайные приключения героев, как всегда у Жюля Верна, вызываются цепью случайностей и препятствий, мешающих им осуществить первоначальное намерение. На протяжении всего лишь полугода (действие происходит с февраля по конец июля 1873 года) герои переживают десятки удивительных приключений в открытом море и в дебрях тропической Африки, куда они попадают помимо своей воли, из-за злого умысла закоренелого преступника - работорговца Негоро.
Среди центральных персонажей "необыкновенных путешествий" иногда можно встретить героический образ мальчика или юноши, которому в силу сложившихся условий приходится стать капитаном судна, начальником экспедиции или трудовой общины колонистов на необитаемом острове ("Пятнадцатилетний капитан", "Найдёныш с погибшей "Цинтии", "Два года каникул" и др.). Такую необычную роль Жюль Верн поручает молодому герою не только ради обострения сюжета и усиления занимательности повествования. Обращая свои произведения к юным читателям, автор преследовал определённые воспитательные задачи. Об этом он сам говорит в предисловии к роману "Два года каникул" (1888), упоминая здесь и Дика Сэнда, героя "Пятнадцатилетнего капитана": "В "Пятнадцатилетнем капитане" я попытался показать, что могут сделать ум и храбрость подростка в борьбе с опасностями и трудностями, заставившими его возложить на себя ответственность, несвойственную его возрасту".
Опасности и препятствия закаляют волю Дика Сэнда к формируют его характер.
Лучшие качества характера Дика Сэнда - энергия и сила воли, смелость и настойчивость, справедливость и благородство сделали его одним из самых любимых и популярных героев Жюля Верна.
Положительные отзывы о "Пятнадцатилетнем капитане" стали появляться в русской печати еще до того, как роман в 1879 году впервые был издан в русском переводе.
Читать онлайн:
http://loveread.me/view_global.php?id=10009
Аудиокнига – слушать:
http://www.audioknigi-online.com/pyatnadtsatiletniiy_kapitan.html
Смотреть онлайн:
http://www.kinoglobe.ru/films/3808-pyatnadtsatiletniy-kapitan
Использованный материал: