Последнее обновление: 08 Ноября 2022 11:37, Просмотров (2550), Печать
Мухтар Омарханович Ауэзов родился 16 (28) сентября 1897 года в урочище Шынгыстау Семипалатинской области Российской империи, ныне Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан. Происходит из рода ходжа.
Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был женат на Нурганым, сестре Ауэза. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара.
Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал — в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году после года учёбы в медресе устроил мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913 году учебном году Мухтар с отличием закончил первый класс учительской семинарии, а завершил обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году.
Молодой Ауэзов, по свидетельству педагогов, выделялся безупречным прилежанием, изысканными манерами, стройной фигурой. Незаурядный спортсмен играл за первую в городе футбольную команду «Жарыс».
В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов Акыш, внучки Абая, была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым пьеса «Енлик-Кебек». Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.
Летом 1917 года по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился на 15-летней красавице Райхан. В 1918 году у них родилась дочь Мугамиля (1918—2009), а через год — сын Чокан, рано ушедший из жизни. В 1920 году их брак распался, при разводе Мухтар забрал себе дочь, о которой заботился всю жизнь.
Впоследствии Мухтар сдружился с сыном Абая Турагулом и женился на Камиле, внучке великого поэта, дочери его сына Магауи, но и этот брак вскоре распался.
В межреволюционный период Мухтар Ауэзов стал активным членом казахской молодёжной организации «Жанар», в числе прочего занимающейся помощью голодающему населению южного Казахстана[5]. В 1918 году он вместе с Жусупбеком Аймауытовым издавал в Семипалатинске журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам. С 1 декабря 1919 года в Семипалатинске окончательно установилась Советская власть. В 1919 году Мухтар Ауэзов вступил в партию большевиков и продвинулся впоследствии по партийной линии до должности председателя Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа в Оренбурге (тогда — столице Киргизской Автономной ССР), одновременно пробуя силы в драматургии и журналистике.
Осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключён из партии большевиков, в которой состоял три с половиной года. Он оставил свой пост в Оренбурге и поступил вольнослушателем в Среднеазиатский Туркестанский университет в Ташкенте, сотрудничая в журнале «Шолпан».
Весной 1923 года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимал участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая — философских заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были бывшие известные алашординцы Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев, впоследствии это сотрудничество послужило поводом для обвинения Ауэзова в причастности к «Алаш-Орде».
В октябре 1923 году поступил на филологическое отделение Ленинградского государственного университета. Там произошло знакомство Мухтара Ауэзова и Валентины Николаевны Кузьминой, которая стала его третьей супругой. Но после первого курса он вернулся в Казахстан. Осенью 1925 года снова поехал в Ленинград и окончил учёбу в 1928 году. По окончании Ленинградского университета в августе 1928 года молодая семья переехала в Ташкент, здесь он поступил в аспирантуру Среднеазиатского университета, одновременно преподавая. В 1929 году родилась их дочь Лейла, впоследствии доктор исторических наук, директор Дома-Музея Мухтара Ауэзова.
В 1930 году Ауэзов был арестован по обвинению в связи с организацией молодых казахских писателей «Алка» и он провёл 2,5 года в заключении. Жена с дочерью вернулись в Ленинград.
Выйдя на свободу, Ауэзов преподавал в вузах Алма-Аты, продолжая писать пьесы. Его друг и поэт Ильяс Джансугуров советовал Ауэзову бросить политику и заняться исследованием творчества знаменитого родственника. И в 1933 году Ауэзов выпустил первое полное собрание стихов Абая «Абай Кунанбай-улы толык жинак» (латиницей) в Кзыл-Орде, готовил первое научное собрание произведений Абая, параллельно в Казахском музыкальном театре шли его пьесы. Семья воссоединилась, и в 1943 году родился сын Ернар, будущий биолог. К первому пленуму Союза писателей Казахстана, состоявшемуся в мае 1937 года, Ауэзов являл собой самую яркую фигуру на литературном небосклоне Казахстана. Но и самую преследуемую: по старой памяти его труды запрещались местными органами НКВД, изымались из библиотек, сам он был уволен с работы.
Он уехал в Москву и много сотрудничал с писателем Л. С. Соболевым. Они написали трагедию «Абай», научное исследование «Эпос и фольклор казахского народа», выпустили сборник «Песни казахского народа».
С началом войны Ауэзов вернулся в Казахстан, работал в Институте языка, литературы и истории КазФАН СССР, а чуть позже работал в Казахском научно-исследовательском институте культуры. В 1942 году выпустил первую книгу романа «Абай». Тогда же жил гражданским браком с Фатимой Габитовой, вдовой его расстрелянного НКВД в 1937 году друга Ильяса Джансугурова. В 1943 году у них родился сын Мурат, впоследствии учёный-культуролог, учредитель Фонда Мухтара Ауэзова.
В 1945 году, в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий художественного кинофильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и несколько статей о нём. В Москве вышла первая книга «Абай», его наградили орденом Трудового Красного Знамени. На следующий год он стал доктором филологических наук, профессором, академиком АН Казахской ССР. В 1947 году была опубликована вторая книга «Абай» на казахском языке, в 1948 году — обе книги на русском языке.
В 1947 году вышло Постановление ЦК Компартии Казахстана «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы АН КазССР», писателя стали постоянно преследовать, не давая возможности спокойно работать. Однако это не помешало Мухтару Ауэзову в 1948 году стать лауреатом Сталинской премии: премия первой степени (100 тысяч рублей) была присуждена автору за роман «Абай», который впоследствии станет первой частью эпопеи «Путь Абая».[6] В 1952 году вышли в свет первая книга «Путь Абая» на казахском языке и в том же году на страницах «Правды» вновь было выдвинуто обвинение в недостатке гражданской бдительности у Ауэзова. Статью «Правды» от 30 января 1953 года на следующий день перепечатала «Казахстанская правда». Профессор, академик М. О. Ауэзов был уволен за «буржуазно-националистические ошибки» из университета, выведен из коллектива авторов многотомной «Истории Казахской ССР». Он вновь вынужден, во избежание ареста, скрытно уехать в Москву и два года читает лекции по казахской литературе на кафедре литератур народов СССР МГУ.
В 1954 году в Москве он завершил тетралогию «Путь Абая», вошёл в состав редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Дружба народов», выступил с докладом о творчестве Абая на торжественном собрании в Колонном зале Дома Союзов и триумфально вернулся в Алма-Ату, где был восстановлен во всех должностях.
В 1955 году избирался депутатом Верховного Совета КазССР IV созыва и начал совершать зарубежные поездки в составе литературных делегаций, одновременно работая над «Антологией казахской поэзии» и с переводчиками дилогии «Путь Абая».
В Дни казахской декады в Москве (1958 год) в центре внимания общественности были двухтомный роман-эпопея М. Ауэзова «Путь Абая», изданный на русском языке, солидная «Антология казахской поэзии» и мемуары Бауржана Момыш-улы «За нами Москва».
В 1959 году за дилогию «Путь Абая» М. Ауэзову присуждена Ленинская премия, он был избран депутатом Верховного Совета Казахской ССР V созыва.
С группой советских писателей в 1960 году посетил США. По возвращении работал над циклами очерков «Американские впечатления» и над новым романом «Племя младое».
Летом 1961 года уехал в Москву на лечение. 27 июня 1961 года умер во время операции. Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище.
70 лет назад, в июле 1942 года, увидел свет роман Мухтара Ауэзова «Абай». В газете «Социалистік Қазақстан» от 26 июля была опубликована статья ученого Бейсенбая Кенжебаева и поэта Куандыка Шангытбаева о выходе романа «Абай» как новом явлении в казахской литературе.
Авторы статьи дали высокую оценку как роману, так и его автору. Они отметили, что роман «Абай» — это вершина мастерства, произведение, демонстрирующее высокий полет мысли писателя, большая находка для казахской советской литературы. После окололитературных полемик в 1920–1930-х годах духовное наследие Абая как «казахского заступника феодалов» чуть было не исключили из истории литературы.
Только в конце 1930-х годов произведения Абая вошли в наследие казахской советской литературы. С выходом исторического романа Мухтара Ауэзова начал формироваться соответствующий требованиям социалистического реализма литературный образ Абая.
Идея свободы и справедливости присуща всему человечеству. С этой точки зрения все личности, поднимавшие эту идею, одинаково ценны для всех. И именно Абай является автором слов: «Будь сыном не отца, а человека», — говорит Турсын Журтбай.
Исследователь рассказывает, что главный редактор Казахского объединенного государственного издательства Бейсенбай Кенжебаев был освобожден от занимаемой должности вскоре после издания романа «Абай».
После 1943 года при реформировании местных кадров с учетом национальных особенностей было принято негласное постановление компартии. Данное постановление должно было сдерживать народности, которые к этому времени почувствовали свободу. Потому что Сталин стал наиболее полным выразителем русской идеи и появились сомнения в том, после войны народы, которым удалось приобрести своих героев, будут такими же, как и прежде... Советские идеологи сделали вывод, что буржуазные книги, подобные роману «Абай», пробуждают это чувство (национальное самосознание - Ред.). По этой причине Бейсенбай Кенжебаев был освобожден от занимаемой должности, — говорит Турсын Журтбай.
По мнению исследователя, Мухтар Ауэзов добился своей цели — создать образ поистине великого поэта Абая.
Во всех своих интервью Мухтар Ауэзов говорит о своих романах «Абай» и «Путь Абая» как о самостоятельных романах. Позже в виде романа-эпопеи эти романы вышли под общим названием «Путь Абая», — говорит исследователь Турсын Журтбай Азаттыку.
Увидеть книгу, изданную более 70 лет назад, можно в темиртауском городском историко-краеведческом музее. Первый раритет: отдельное издание на русском языке первой книги эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая», выпущенное издательством «Советский писатель» в 1945 году.
На казахском языке первая книга романа «Путь Абая» впервые была опубликована в 1942 году. С того времени она неоднократно номинировалась на Сталинскую премию в области литературы, но отвергалась из-за отсутствия русского перевода. На русском языке роман «Абай» был впервые опубликован в 1945 году в журнале «Октябрь». Тогда же вышло и первое отдельное издание первой книги эпопеи «Путь Абая» на русском языке, представленное в экспозиции. Первые две части «Путь Абая» после перевода на русский язык были удостоены Сталинской премии в 1948 году. К моменту издания первой части сама эпопея ещё не была закончена автором. Полностью произведение — 4 книги — вышло в 1959 году.
Книга передана в фонды Темиртауского музея семьёй Коломейченко, приехавшей в поселок Самаркандский в 1943 году на строительство Казахского металлургического завода. Сергей Коломейченко работал заместителем директора Сортопрокатного производства Карагандинского металлургического комбината. Книга приобретена в магазине Книготорга города Темиртау зимой 1946 года за 16 рублей 50 копеек.
Больше 70 лет прошло с первой премьеры оперы «Абай», но зал все также полон зрителей. Сегодня постановкой насладились столичные ценители искусства, сообщает корреспондент «Хабар 24». С жемчужины национальной классики официально стартовали мероприятия, посвященные празднованию 175–летия великого поэта, философа и просветителя. Перед героями постановки стоит непростой выбор между справедливостью и коварством, верностью и предательством, чувством и долгом. А образ великого мыслителя, который на сцене представил заслуженный деятель Казахстана Жанат Шыбыкаев, олицетворяет совесть народа. Абай призывает не проливать кровь возлюбленных Айдара и Ажар, и разрешить им быть вместе.
Экранизации
https://www.youtube.com/watch?v=JUdyWcm28bs
Читать онлайн:
https://adebiportal.kz/ru/books/view/37
Аудиокнига – слушать:
https://knigavuhe.org/book/put-abaja-tom-3/
Источник: