Для слабовидящих
Wap версия сайта

КГУ "Шахтинская централизованная библиотечная система"

    Последнее обновление: 24 Апреля 2018 15:44, Просмотров (7766), Печать

     Социальные аспекты модернизации общественного сознания

     

    Модернизация – это   длительный и сложный процесс, идущий неравномерно в соответствии с историческими и социокультурными условиями становления и развития общества. Каждое общество отличается степенью социально-экономического развития и, соответственно, уровнем модернизированности. Цель данной статьи – обозначить некоторые актуальные социальные аспекты развития Казахстана на фоне модернизационных изменений.

    Социальные науки занимаются изучением общества и общественного мнения, которое необходимо для демократического и правового государства, т.к. именно через него выражаются интересы общества, на его основе строят свою работу государственные, общественные и экономические структуры. Социология осмысляет то, что происходит в обществе, предлагает разные модели будущего. Французский социолог Пьер Бурдье говорил, что социология – это боевое искусство, которое помогает защититься от несвободы. В нашем мире, где основным источником несвободы являются наши собственные предрассудки, убеждения и привычки. Социология – это наука о том, что мы привыкли считать здравым смыслом, которая занимается разоблачением предрассудков и развенчиванием мифов. Социология дает представление о многообразии сторон социальной жизни и знания обществу о самом себе, без чего не может существовать прогрессивное общество. Как говорил основоположник социологии Георг Зиммель, эта наука рождается из духа общества и запроса на нее - если запроса нет, то остается только государственная, ангажированная и ориентированная на интересы власти социология.

    Работа социологов связана с критическим описанием законов функционирования общества и попыткой его социального реформирования на благо общества. Результаты социологических исследований имеют общественную значимость. Отсутствие социологического знания и воображения создает поколение граждан, которые не смогут отнестись к себе и своему обществу без предубеждений и предрассудков, которое не сможет посмотреть на себя со стороны, не сможет понять самих себя. Социологический взгляд может быть ценен для любого человека, не только для социолога.

    Современный Казахстан нуждается в социологических инструментах, без которых мы будем обладать ограниченным запасом знаний о своей стране и мире в целом. Социология - необходимый ресурс для изучения современного общества и общественного мнения, которое необходимо для демократического и правового государства. Социологическое знание является подспорьем для государственного и муниципального управления, именно через него выражаются интересы общества, на его основе строят свою работу государственные, общественные и экономические структуры. Университетские социологические кафедры, зачастую, выступают площадкой для научных дискуссий по различным аспектам актуальной социологии: исследованиям города и села, миграционным процессам, религиозной обстановки, гендерной политики, образовательных стратегий, имиджа власти, мира повседневности и т.д.

    Современное индустриальное общество ориентировано на воспроизводство специалиста для каждой конкретной сферы деятельности, что позволяет человеку добиться высокого социально-профессионального статуса. Однако узкая специализация  не способствует раскрытию латентных потенциальных способностей, реализации задатков к другим видам деятельности, которые при такой модели специалиста не развиваются и не реализуются. Ускоряющая динамика производственно-хозяйственных процессов вызывает потребность в перемене сферы деятельности, смены специальности, либо специализации. Задача современного высшего образования облегчить эти процессы и дать возможность молодым специалистам в полной мере реализовать себя и приносить пользу. Способствовать этому призваны все социогуманитарные дисциплины позволяющие научиться видеть частное в общем и общее в частном. В статье президента Назарбаева Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» сказано: культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху.

    Современная социокультурная ситуация в мире и особые условия казахстанской  действительности выдвигают свои требования к формированию человека нового социокультурного типа. Демократизация современного казахстанского общества предполагает не только усложнение общественной жизни, но ускорение динамики его развития, а это заставляет молодого человека уметь ориентироваться в поле неопределенности. Ему нужно быть готовым действовать не по традиционным схемам и образцам поведения, а исходя из сложившейся ситуации и своего опыта. В связи с этим, задача современного образования в формировании  личностных и гражданских качеств, которые прежде не были востребованы и не могли быть сформированы в рамках традиционной модели личности.

    Как отмечал Президент Казахстана Н.А Назарбаев в своей лекции «…В обществе должен доминировать инновационный, креативный тип поведения…нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне…Необходимо создать ядро национального интеллекта!». С ослаблением позиций социологии в обществе теряется шанс развития критического мышления. Работа социологов связана с критическим описанием законов функционирования общества и попыткой его социального реформирования на благо общества. Социологическое воображение укрепляет социальный иммунитет общества, создавая барьеры для различного рода радикальных идей и тенденций современного мира.

    Многие развитые государства объявляют себя социальноориентированными, а это значит, что они и социологоориентированные. Социологию необходимо изучать не только на социологических специальностях, но и на все специальностях университетского образования.

    В современной казахстанском обществе возникли новые проблемы гражданского, духовного, нравственного и профессионального становления личности. В этих условиях одной из фундаментальных функций науки является разработка новой парадигмы воспитания для системы социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи.

    Демократическое общество предоставляет возможности каждому гражданину для проявления индивидуальности, своей позиции по отношению к различным сторонам общественной и личной жизни. Переходный период ставит перед каждым молодым человеком проблему индивидуального решения собственной жизни, достижения успеха, проявления индивидуальных качеств, раскрытия своей неповторимой индивидуальности.

     

     

    Карасева Наталья,

    Резвушкина Татьяна

    преподаватели кафедры политологии и социологии

    КарГУ им. Е.А. Букетова, магистры социологии

     

     

    вернуться назад

     

     

    Новости

    2005-2022 КГУ "Шахтинская централизованная библиотечная система" Все права защищены
    +7 (7215) 65 51 59,
    +7 (7215) 65 41 73 goldorang@mail.ru
    Яндекс.Метрика GIH
    © 2014 Разработка и поддержка:
    Creatida интернет-компаниясы