Последнее обновление: 27 Мая 2022 04:21, Просмотров (1421), Печать
90 лет со дня рождения Джона Апдайка (1932-2009) американский писатель поэт
Биография
Джон Хойер Апдайк был современным американским писателем, удостоенным двух Пулитцеровских премий в 1980–1990-х годах. Став автором 23 романов, прозаик описывал реальность, где в качестве главного героя выступал «средний протестантский класс».
Детство и юность
Биография Джона Апдайка началась 18 марта 1932 года с рождения в семье учителя пенсильванского округа Беркс. Самым ранним детским воспоминанием была писательская деятельность матери, окруженной книгами и рассказывающей сыну про реку и лес.
Развив воображение этими историями, в школе мальчик любил литературу и создал собственное произведение, выигравшее Scholastic Art & Writing Award. За это и другие творческие достижения Джон был избран президентом класса, а в 1950 году получил стипендию, позволившую отправиться учиться в Гарвард.
Там будущий писатель взял курс английской поэзии и сочинял юморески для журнала под названием Harvard Lampoon. А после успешной сдачи экзаменов и получения диплома с отличием он посещал художественную школу Рёскина и хотел перебраться жить в Лондон.
Личная жизнь
В студенческие годы, являясь членом элитного общества, Апдайк посещал светские рауты и таким образом устроил личную жизнь. В 1953-м его первой женой стала Мэри Э. Пеннингтон, бывшая студенткой колледжа изящных искусств. Спустя некоторое время после свадьбы в семье писателя появились дети, а потом неожиданно произошел разрыв.
Едва справившись со сложившейся ситуацией, он нашел в себе силы на новые отношения и сочетался браком с Мартой Бернард, которую до конца жизни любил и боготворил.
Книги
Несмотря на желание остаться в Великобритании, Апдайк вернулся в Соединенные Штаты Америки и в конце 1950-х годов выпустил сборники коротких рассказов. Спустя пару лет он издал первый роман о баскетболисте, а затем написал продолжения «Кролик вернулся» и «Кролик разбогател».
В 1970–1980-х годах, прославившись в качестве автора «Кентавра» и «Трилогии о Беке», Джон был отмечен призами круга книжных критиков. А читатели полюбили автора за то, что его сюжеты были тесно связаны с маленькими городами Америки и касались вполне обыденных и каждому понятных вопросов.
Тогда же за произведение, входившее в серию романов о Кролике, писатель получил Пулитцеровскую премию и награду Union League Club, а затем написал историю под названием «Иствикские ведьмы», на которой была основана экранизация, сделанная Джорджем Миллером.
В конце 1990-х годов, когда библиография Апдайка пополнилась такими книгами, как «Бразилия» и «Загробная жизнь», в кинотеатрах показали фильм, ставший новой версией о нечисти из Иствика, и в продаже появился роман под названием «Гертруда и Клавдий».
В 2003 году, вернувшись к ранним произведениям, Джон опубликовал сборник рассказов, насчитывавший около 800 страниц. Для этих миниатюр было характерно внимание к чувственным отношениям, что в сочетании с христианской проблематикой выходило из привычных границ.
Благодаря богатству образов и метким выражениям, ставшим цитатами, Апдайк сумел приукрасить реально существовавший мир. Так было в произведениях «В красоте лилий» и «Деревни», а также в последнем романе, опубликованном под названием «Террорист».
В этой работе, рассказывавшей о судьбе исламиста, автор исследовал вопросы зарождения религиозных сект. А в финале, когда герой уже готов совершить преступление, он при помощи здравомыслия находит единственно верный ответ.
Благодаря такому подходу, помимо Пулитцеровских премий, Апдайк был удостоен ряда других наград. Судя по фотографиям и документам, в его копилке были медаль искусств за выдающиеся достижения и Национальная гуманитарная медаль.
Критики, оценивавшие творчество, созданное американским писателем, называли его «самым элегантным и хладнокровным творцом», отмечая, что склонность к наблюдению за упадком нравов населения «сломало проклятие незавершенности, преследовавшее национальное письмо».
Художественное кредо
Романам и рассказам Апдайка присущи изощренность повествовательных ходов, активное использование мифологических параллелей, завуалированных литературных реминисценций, внутреннего монолога, контрапункта и других художественных решений, отличающих литературу 20 в. Однако у него сложность композиции не становится самоценной и орнаментальной. По убеждению Апдайка, «смысл поиска новой формы, новой структуры романа всегда в том, чтобы по-новому выразить, в сущности, одни и те же неумирающие сюжеты». Важнейший из «вечных» сюжетов для Апдайка — поиски неэфемерных ценностей во времена духовной и нравственной апатии, которая, на его взгляд, характеризует современную жизнь, и стремление героев найти объяснение и оправдание собственной жизни, чаще всего несложившейся, обезображенной атмосферой «грубо материального мира», до большей или меньшей степени подчиненной принятым в нем стереотипам социального поведения.
Наиболее полно и художественно убедительно эта проблема воплощена в романе «Кентавр» (1963). История провинциального школьного учителя, каким был и отец Апдайка, соотносится с сюжетом героического мифа о кентавре Хироне, олицетворяющем «высший мир вдохновения и добра». Однако герой, устремленный к «возвышенному», оказывается пленником «мира грязи, стяжательства, сумерек», и его душевные порывы, как правило, остаются неосуществленными.
Главная тема
Начиная с первых произведений, для Апдайка стали типичными мотивы медленного, но необратимого измельчания личности, упадка и оскудения ее духовного потенциала, кризиса веры, подменяемой безразличием или нигилизмом. Чаще всего эти мотивы соотносятся в его творчестве с изображением судеб обывателей, добившихся материального благоденствия, однако преследуемых смутным ощущением бесцельности своей внешне обустроенной жизни и стремящихся разнообразить пустоту бесцветной будничности посредством всевозможных суррогатов (беспорядочные любовные связи, наркотики и т. п.) интенсивного, яркого существования. Сочетание ярких сатирических красок с ностальгической тональностью, которую создает нескрываемое сочувствие автора своим персонажам (для него они прежде всего жертвы времени, хотя писатель и не снимает с них ответственности за шаткость этических понятий), помогло Апдайку создать многогранную картину жизни «среднего американца» 1950-70-х годов.
Тетралогия о Кролике
Наиболее важны в этом отношении романы «Супружеские пары» (1968) и особенно тетралогия, десятилетие за десятилетием воссоздающая перипетии судьбы заурядного провинциала, который школьником блистал на баскетбольной площадке, затем стал продавцом мебельного магазина и, наконец, средней руки бизнесменом («Кролик, беги», 1960, «Кролик исцелился»,1971, «Кролик разбогател», 1981, «Кролик успокоился»,1990). Герой этого цикла романов, лишенный собственной позиции, бездумно перенимает те веяния, которые, сменяя друг друга, поочередно доминируют в американской социальной жизни: он человек, порабощенный мифологией «общества потребления», в котором вульгарное преуспеяние объявлено высшим идеалом, затем свидетель и невольный участник молодежного движения 1960-х годов и энтузиаст «сексуальной революции», хотя так и не обретший истинной свободы от нравственных табу и презрения к чувству собственности. Разбогатев, он перенимает крайне консервативные, официозные взгляды, смертельно опасается любой, даже мифической угрозы своему житейскому благополучию, однако все так же томим сомнениями в истинности ценностей, выбранных им для себя. В последнем посвященном ему романе герой одинок, его жизнь бесцельна, а смерть лишена какой бы то ни было одухотворенности. Для Апдайка этапы этой эволюции совпадают с основными вехами исторической жизни Америки второй половины 20 в.
Цикл романов о Кролике явился одним из важных художественных обретений послевоенного американского романа, который обращен к созданию хроники времени, постигнутого и запечатленного в его социальных конфликтах, впрямую затрагивающих судьбы и формирующих мирочувствование миллионов рядовых людей.
Смерть
Дожив до начала XXI столетия, Апдайк продолжал писать романы, но простуда, вызвавшая проблемы со здоровьем, настигла его в конце 2000-х годов. Несмотря на квалифицированную медицинскую помощь, оказанную сотрудниками массачусетского хосписа, причиной смерти 76-летнего писателя стал рак легких и лимфоузлов.