Последнее обновление: 09 Ноября 2022 12:51, Просмотров (6137), Печать
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге, в семье Павла Егоровича Чехова (1825-1898), купца 3-й гильдии, владельца бакалейной лавки.
В 1868-1879 годах А. П. Чехов учился в Таганрогской гимназии (продолжал учиться даже после того, как разорившийся отец в 1876 году уехал с семьёй в Москву; на жизнь зарабатывал репетиторством).
В 1879-1884 годах А. П. Чехов учился на медицинском факультете Московского университета, по окончании которого получил звание уездного врача. Некоторое время занимался врачебной практикой.
В конце 1870-х годов началась литературная деятельность А. П. Чехова. Он сотрудничал в московских и санкт-петербургских юмористических журналах («Осколки», «Стрекоза», «Зритель», «Будильник» и др.), свои рассказы подписывал различными псевдонимами, чаще всего – «Антоша Чехонте». В 1884 году вышла в свет первая книга рассказов А. П. Чехова «Сказки Мельпомены», в 1886 году за ней последовала вторая - «Пёстрые рассказы».
С 1885-1887 годов в творчестве писателя начинают преобладать серьёзные проблемные произведения. Им были написаны рассказы и повести «Степь», «Именины» (оба - 1888), «Припадок», «Скучная история» (оба - 1889). В эти годы выходят сборники А. П. Чехова «В сумерках» (1887), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890).
Во 2-й половине 1880-х годов А. П. Чехов много работал для театра. В это время были созданы пьеса «Иванов» (1887-1889), одноактная пьеса «Свадьба» (1889), пьеса «Леший» (1889, впоследствии переделана в пьесу «Дядя Ваня»), ряд водевилей («Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др.).
В 1890 году А. П. Чехов предпринял поездку на остров Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании. Итогами путешествия стали очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (1893-1894), рассказы «В ссылке» (1892), «Убийство» (1895) и, в значительной степени - повесть «Палата № 6» (1892), ставшая высшей точкой в развитии критического реализма А. П. Чехова конца 1880-х - начала 1890-х годов.
В 1890-1900-х годах А. П. Чехов совершил несколько поездок за границу. В 1892 году он приобрёл имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии (ныне в Чеховском районе Московской области). Писатель помогал местным крестьянам как врач, строил школы, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-1893), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).
Вершиной творчества писателя в этот период стала пьеса «Чайка» (1896), премьера которой в Александрийском театре в Санкт-Петербурге закончилась провалом.
В 1890-1900 годы наивысшего расцвета достигла драматургия А. П. Чехова. После провала «Чайки» в 1896 году им были созданы пьесы «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900-1901), «Вишнёвый сад» (1903-1904). Все четыре пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 году Московского художественного театра.
В 1898 году, после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья А. П. Чехов переехал из Мелихова в Ялту. В городе он построил собственный дом, в котором принимал Л. Н. Толстого, А. М. Горького, И. А. Бунина, А. И. Куприна, И. И. Левитана.
В последние годы жизни писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (в 1899-1902 и 1903 годах) в издательстве А. Ф. Маркса.
В 1904 году, в связи с резким ухудшением здоровья, А. П. Чехов отправился на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля 1904 года.
А. П. Чехов оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы - прозы и драмы. У него учились А. М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн и другие литераторы. А. П. Чехов проложил новые пути для развития русской и мировой драматургии. До сих пор он остаётся одним из самых популярных драматургов отечественного и зарубежного театра.
"Вишнёвый сад"
«Вишнёвый сад»– вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.
Основная тема пьесы автобиографична – обанкротившееся семейство дворян продаёт с аукциона своё родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:
люди прошлого – дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
люди настоящего – их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
люди будущего – прогрессивная молодёжь того времени (Пётр Трофимов и Аня).
История создания
Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьёзными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелёгким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.
Описание произведения
Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (её приёмная дочь).
Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы – разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определённую плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придётся распрощаться с её любимым вишнёвым садом, с которым связано много тёплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб её любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадёживает её обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.
Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своём плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвящённую судьбе России, её будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.
Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют – они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.
Финал целиком посвящён отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишнёвый сад.
Главные герои
Любовь Андреевна Раневская
Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии её финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдаёт себе отчёт в своих слабостях и недостатках.
Лопахин Ермолай Алексеевич
Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен – в нем сочетается трудолюбие, расчётливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.
Гаев Леонид Андреевич
Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.
Пётр Трофимов
Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая её мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюблённую в него дочь Раневской Аню.
Аня Раневская
Романтичная 17-летняя барышня , попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.
Фирс
87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.
Яша
Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.
Структура произведения
Структура пьесы довольно проста – 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия – несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором – нарастание напряжения, в третьем – кульминация (продажа имения), в четвёртом – развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.
(Сцена из современной постановки)
В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ даёт симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.
Итоговый вывод
Последняя пьеса Чехова, можно сказать – его «лебединая песня». Новизна её драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.
В пьесе «Вишнёвый сад» автор запечатлел состояние критической разобщённости русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.
Читать онлайн:
http://obrazovaka.ru/biblioteka/chehov/vishnevyy-sad-chitat-pesu-online
Аудиокнига – слушать
https://audioknigi.club/chehov-a-p-vishnevyy-sad
Смотреть онлайн:
http://alphacinema.ru/movie/id15853-vishnevyi-sad-the-cherry-orchard
Использованный материал:
http://www.bankgorodov.ru/famous-person/chehov-anton-pavlovich